поиск

Конфуций: порядок превыше всего.

Конфуций

 

Великий китайский философ Конфуций родился около 551 г. до н.э. в уезде Чанпин на востоке Китая в княжестве Лу. Его семья принадлежала к разорившемуся аристократическому роду. При рождении ему дали имя Кун Цю, которое с течением времени сменилось на почетное прозвище Кун Фу-цзы, что означает Почтенный Учитель Кун. А много столетий спустя (в XVII в.) миссионеры-иезуиты, приехавшие в Китай и там ознакомившиеся с его учением, латинизировали его имя, превратив в Конфуция.

Отец будущего мудреца Шулян Хэ правил в Лу уездом Цзоу. Ко времени рождения Конфуция ему было около 70 лет. Увы, безоблачное детство мальчика было недолгим. В три года он потерял отца, а в 17 – мать. В семье к тому времени было девять дочерей и мальчик-калека. Чтобы прокормить родных, пришлось начать работать мелким чиновником. В 19 лет Конфуций женился. Спустя какое-то время он подал в отставку, посвятив себя философии, и в 30 лет отправился странствовать по Китаю, проповедуя свое учение. Однако результаты его трудов оказались гораздо скромнее, чем он рассчитывал, и в 66 лет он вернулся домой, посвятив остаток жизни воспитанию учеников.

В жизни Конфуций неизменно придерживался четырех правил:

1) не вдавался в пустые размышления;

2) не был категоричен в своих суждениях;

3) не проявлял упрямства;

4) не думал о себе лично.

Конфуций встречался с другим великим мыслителем Лао-Цзы. Мудрый старец выразил свое особое уважение Конфуцию тем, что проводил его не дарами (как принято у людей, обладающих лишь богатством и знатностью), а добрым словом, как принято у людей человеколюбивых. Правда, вскорости – есть и такие сведения – Лао-цзы, вконец разочаровавшись в торжестве мудрости среди людей, сел на буйвола и уехал в неизвестном направлении…

Как Пифагор и Сократ, Конфуций учил изустно и не оставил нам ни строчки. Все известное нам – это записи его учеников.

Со своих слушателей Конфуций брал скромную плату, а впоследствии стал жить на средства нескольких богатых учеников, предоставивших ему помещение для школы. Считается, что он имел 3000 учеников, 72 из них – особенно близкие, 12 – были при нем неотлучно.

В 479 г. он прервал свои занятия, чувствуя приближение конца. В беседах с учеником Цзы Кунгом он, однако, все время возвращался к былым временам, постоянно сетуя на то, что «не нашлось ни одного правителя, который захотел бы стать его учеником». Под конец он в тоске воскликнул: «Кто после моей смерти возьмет на себя труд продолжать мое учение?» Это были его последние слова.

Ученики похоронили своего учителя там, где он сам незадолго до смерти выбрал место для своей могилы: на берегу небольшой речки, под сенью благородных кипарисов.

На пьедестале памятника Конфуцию – в главном здании храма и пантеона Конфуцию, занимающем более 20 гектаров, написано: «Самый святой, одаренный даром предвидения мудрец Конфуций – место успокоения его духа».

В 555 году был издан императорский указ о возведении в каждом городе храма в честь Конфуция и о регулярных жертвоприношениях в этих храмах. Вначале на главном алтаре таких храмов стояли поминальные таблички с именем Конфуция, которые впоследствии были заменены на скульптуры.

Конфуций боготворил порядок. Рассказывают, что он не входил в дом, если циновка у дверей лежала не так, как положено.

Века сохранили нам написанное Конфуцием: «Шицзин»(«Книга песен»), «Луньюй» («Беседы и высказывания»).

Вот некоторые из мыслей Конфуция:

«Благородный муж ест, не домогаясь насыщения, живет, не ища спокойствия; если (он) старателен в делах, осторожен в словах и отыскивает дружбу добродетельных для исправления собственных слабостей или поверки своих действий, такого можно назвать любящим учиться».

«Не беспокойся о том, что люди тебя не знают, беспокойся о том, что ты не знаешь людей (для того, чтобы уметь различать хорошее и дурное)».

«Благородный муж безмятежен и свободен, а низкий человек разочарован и скорбен».

«Не в свое дело не мешайся».Конфуций. Медаль

«Благородный муж думает о добродетели, а низкий – о спокойствии; благородный муж боится закона, а низкий – жаждет корысти».

«Кто поступает корыстно, тот вызывает против себя ропот недовольства».

«При виде достойного человека думай о том, чтобы сравняться с ним, а при виде недостойного – исследуй самого себя из опасения, как бы у тебя не было таких же недостатков».

«Служа родителям, следует осторожно увещевать их; если замечаешь, что они не слушают, увеличь почтительность, но не оставляй увещеваний; будут удручать тебя, не ропщи».

«Когда родители живы, не отлучайся далеко, а если отлучишься, то чтобы место пребывания непременно было известно».

«Если сам правитель корректен, то народ без приказаний будет исполнять (что нужно); если же правитель сам не корректен, то, хотя бы он приказывал, его не послушают».

«Благородный муж отличается спокойным достоинством, но не тщеславен; а подлый человек наоборот: тщеславен, но не имеет спокойного достоинства».

«Послать на войну людей необученных – значит бросать их».

«Ученый, думающий о спокойствии и удобствах, не заслуживает этого имени».

«У благородного мужа есть три предмета, которых я не в состоянии достигнуть: человеколюбия без скорби, знания без заблуждения и храбрости без страха». Цзы-Гун на это сказал: «Это Учитель сказал из скромности (а другие говорят не то)».

«Человек, не имеющий дальних замыслов, без сомнения, подвергнется близкой скорби».

«Если будешь требователен к самому себе и снисходителен к другим, то избавишься от ропота».

«Благородный муж ищет (причины своих неудач) в себе самом, а подлый человек ищет их в других».

«Когда все ненавидят или любят кого-либо, необходимо подвергать это проверке».

«Люди, идущие различными путями, не могут работать вместе».

«Ничтожный (подлый) человек непременно прикрывает свои ошибки».

На вопрос Цзы-Ю о почтительности Конфуций сказал: «Современная почтительность к родителям обозначает быть в состоянии кормить их; но ведь собаки и лошади тоже получают пропитание. При отсутствии почтительности чем же будет различаться питание родителей от питания собак и лошадей?»

На вопрос Цзы кан-цзы, как заставить народ быть почтительным и преданным, чтобы пробудить его к добру, философ отвечал: «Управляй им с достоинством, и он будет почтителен; почитай своих родителей и будь милостив, и он будет предан; возвышай добрых и наставляй неспособных, и он устремится к добру».

Цзы-Гун спросил: «Почему Кун Вэньцзы назвали образованным?» На это философ сказал: «Несмотря на быстрый ум, он любит учиться и не стыдится обращаться с вопросами к низшим, поэтому-то его и назвали образованным.»

На вопрос Цзы-Чжана об умном Конфуций отвечал: «Умным и даже дальновидным можно назвать того, на кого не действуют ни медленно всасывающаяся клевета, ни жалобы на кровные обиды.»

В ответ на вопрос Цзы-Чжана насчет управления философ отвечал: «Управление заключается в том, чтобы неустанно сосредотачиваться на нем и нелицемерно осуществлять его».

( По материалам книг "Мудрецы поднебесной" и

Конфуций. "Афоризмы и изречения")

Страница для печатиСтраница для печати
01.05.2016 В Москве зацвела сакура
Цветение сакуры
  В Японском саду Ботанического сада РАН зацвела сакура, вернее, курильская вишня и вишня Саржента, относящиеся к группе сакур. И хотя это не единственно...
22.04.2016 Ждем цветения сакуры
Сакура
Приближается ожидаемое многими москвичами цветение сакуры. Предполагается, что в этом году «Японский сад» Ботанического сада РАН (Москва) откроет св...
20.04.2016 Япония в Москве
Фото Игоря Жгилева
Если вы любите Японию, то поспешите на Гоголевский бульвар в «Фотоцентр», где 24 апреля заканчивается фотовыставка Игоря Жгилева "Неслучай...
13.04.2016 Выпил? В морг!
Тайский транспорт
  Недюжинную изобретательность проявили тайские власти в борьбе с пьяными водителями.  Вместо штрафов и лишения прав, застигнутых «на месте...
14.03.2016 Требуются ниндзя
Точите свои сюрикены –  японская префектура Аичи приглашает  на работу шестерых ниндзя!   В объявлении, написанном на японском язык...
Жемчужина дракона
Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика