поиск

«Говоря научным языком, буто – это форма телесного самовыражения, направление танца, которое зародилось в Японии после Второй Мировой войны… Основываясь на европейской идеологии и эстетике, а также восприняв собственную философию и эстетику своего основателя Тацуми Хидзикаты, направление сформировалось в период 60-70 гг. ХХ века.»

 

Буто: идеи Нижинского на японской почве

Буто. Танцует Тацуми Хидзиката.О буто писать – все равно что пересказывать процесс наркотической ломки. Вроде бы понятно, а пока сам не увидишь – не поймешь и не прочувствуешь.

Критики любят проводить параллели между творчеством русского танцовщика Вацлава Нижинского и основателя стиля буто Тацуми Хидзикаты. И, действительно, между ними есть много общего. Так же как показанная Нижинским в Париже миниатюра «Послеполуденный отдых фавна», первая миниатюра «Запретные цвета» Хидзикаты, представленная 14 мая 1959 года вызвала огромный резонанс, разделив критиков на два лагеря. Скандальным было все: и тема танца – гомосексуализм, и сворачивание шеи живой курице на сцене, и нетрадиционные движения, и полный алогизм танца. Тем не менее, именно «Запретные цвета» положили начало стилю «Анкоку буто» («Танцу тьмы»), открыв японскому танцевальному искусству путь на мировую сцену.

После премьеры «Запретных цветов» Хидзиката провозгласил себя апологетом авангардизма и представил публике еще несколько оригинальных танцев, а в следующем году состоялось его первое сольное выступление под названием Dance Experience. Известный японский писатель Юкио Мисима под впечатлением от увиденного опубликовал статью, в которой выразил свое восхищение «Анкоку буто», назвав его «танцем кризиса».

В это время Хидзиката создавал произведения, вдохновляемые творчеством Жене, Лотреамона и маркиза де Сада, а также ставил танцы для Кадзуо Оно, с которым рука об руку создавал буто. Цитируя Жоржа Батая, Сартра и Ницше он писал: «В походке идущего на казнь я вижу прообраз буто». Хидзиката замыслил невозможное: через экспериментальный танец разрушить концепцию классического танца.Кадзуо Оно, Ёсито Оно, Акира Касаи – эти танцовщики разделили идеи и выразительные средства Тацуми Хидзикаты и присоединились к его экспериментам.

С наступлением 70-х годов Хидзиката изменил свой взгляд на буто и занялся его реорганизацией. В качестве основного мотива он стал рассматривать ослабление плоти и физические недостатки. Его танцоры передвигались по сцене, стоя на пальцах и широко расставив ноги, при опущенных бедрах и смещенном вниз центре тяжести (так называемая поза «ганимата» - «кривоногая»).

Сам Хидзиката танцевал сидя или лежа на полу. «Мировой танец начался с того, что танцовщик стоит на сцене, а я начал с того, что не стою», - в соответствии с этим тезисом он перекатывался по сцене, тряся руками и ногами, медленно двигаясь всем телом.

В 1973 году Хидзиката завершил свои выступления на сцене и сосредоточился на создании новых произведений и хореографии: это были дни, посвященные завершению создания «Буто Буто-ху».

За свою жизнь Хидзиката создал множество поз, разработал технику и сценографию буто и даже создал свою труппу «Хакутобо», ядро которой составляли танцовщицы, и за 3 года, начиная с 1974, дал 16 представлений.

Буто привлек к себе внимание европейцев после того, как в 1978 году был впервые представлен в Париже, а с 80-х годов началось его победное шествие по странам Старого и Нового Света. Увы, Тацуми Хидзикате не пришлось долго радоваться торжеству своего детища. 21 января 1986 года он покинул этот мир. Великому новатору было 57 лет.

Уже после смерти Хидзикаты буто проник из Франции и Германии в близлежащие страны, а затем в Центральную и Южную Америку и в Азию. В преддверии XXI века множество иностранцев стали приезжать в Японию, чтобы изучать буто, появились ученые – хореологии, исследующие этот танец.

Почему же буто, начавшееся в Японии, привлекает к себе внимание людей во всем мире? Возможно, одна из главных причин заключается в том, что здесь нет почитания лишь здорового тела, молодости и энергии, устремленных вперед, здесь в танце выражается болезнь, старость и, в конечном итоге, смерть. То, что на первый взгляд кажется безобразным, в буто воспринимается прекрасно.

В Японии Хидзикату сравнивают с Дягилевым, который в свое время открыл Нежинского. Его называют «импресарио тьмы».

В России тоже много поклонников буто, а в последнее время стали появляться и свои исполнители.

 

По материалам брошюры Такаси Мориситы «Буто. Тацуми Хидзиката» Фото: http://home.earthlink.net

Страница для печатиСтраница для печати
01.05.2016 В Москве зацвела сакура
Цветение сакуры
  В Японском саду Ботанического сада РАН зацвела сакура, вернее, курильская вишня и вишня Саржента, относящиеся к группе сакур. И хотя это не единственно...
22.04.2016 Ждем цветения сакуры
Сакура
Приближается ожидаемое многими москвичами цветение сакуры. Предполагается, что в этом году «Японский сад» Ботанического сада РАН (Москва) откроет св...
20.04.2016 Япония в Москве
Фото Игоря Жгилева
Если вы любите Японию, то поспешите на Гоголевский бульвар в «Фотоцентр», где 24 апреля заканчивается фотовыставка Игоря Жгилева "Неслучай...
13.04.2016 Выпил? В морг!
Тайский транспорт
  Недюжинную изобретательность проявили тайские власти в борьбе с пьяными водителями.  Вместо штрафов и лишения прав, застигнутых «на месте...
14.03.2016 Требуются ниндзя
Точите свои сюрикены –  японская префектура Аичи приглашает  на работу шестерых ниндзя!   В объявлении, написанном на японском язык...
Жемчужина дракона
Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика