Япония - родина импрессионизма?
О живописи Страны Восходящего Солнца можно рассказывать бесконечно. Она столь же многолика, как жизнь японцев, сумевших создать великую цивилизацию на маленьких клочках суши, сотрясаемых землетрясениями и заливаемых цунами.
Живопись и гравюра Японии давно уже стали синонимом хорошего вкуса, изысканности и утонченности.
Произведения японской живописи имеют самый разнообразный формат: некоторые картины смонтированы как книжки-«раскладушки» или выполнены на отдельных альбомных листах; живопись на ширмах бёбу служит украшением интерьеров; свитки какэмоно в роскошном парчовом обрамлении вешаются на стену, а многометровые эмаки предназначены для постепенного неспешного рассмотрения. Очень популярна живопись на веерах, камнях и раковинах. Известны монохромные пейзажи суми-э; полихромные пейзажи нанга, выполненные в южно-китайском стиле и снабженные пространными иероглифическими текстами; буддийская живопись буцуга; жанровая живопись фудзоку-га; портреты исторических героев и знаменитых поэтов; иллюстрации к произведениям средневековой японской литературы; изображения красавиц; эротические свитки; изображения растений, цветов, птиц и животных.
Однако европейскую известность японским художникам принесла гравюра «укиё-э», оказавшая огромное влияние на развитие импрессионизма.
Укиё-э (буквально - "картины изменчивого мира") – стиль, представленный главным образом отпечатками с деревянных досок и получивший свое развитие в начале эпохи Эдо (1600-1868гг). Первоначально основными темами для художников становились персонажи театра кабуки и обитатели кварталов красных фонарей. Гравюры могли быть в виде поздравительных открыток, отдельных листов или целых альбомов.
Позже, в эру Канъэй, (1624 - 1644), появляются новые сюжеты. Жанровые картинки того времени отображают «искателей удовольствий» из различных социальных сословий.
Примерно с 1765 года стали появляться цветные отпечатки. До этого времени гравюры были либо монохромными, либо раскрашенными вручную.
На раннем этапе развития укиё-э важное место отводилось секс-наставлениям (сюнга - буквально "весенние картинки") и описаниям жизни куртизанок (юдзё хёбанки). Достаточно долго сюнга оставался востребованным жанром, который не обошел практически ни один мастер укиё-э.
Развитие искусства однолистовых гравюр ознаменовало собой поворотный пункт в истории укиё-э. Наступила эпоха, когда оно оказалось в органичном единстве с искусством кабуки. Портреты актеров (якуся-э), исполнявших популярные роли становятся объектами изображений.
Постепенно круг тем, к которым обращались мастера укиё-э, расширялся. Начали появляться гравюры с изображением птиц и цветов (катё-га), пейзажи, сюжетные композиции военных хроник. Так этот вид искусства стал отображением действительности и жизни практически всех слоев общества.
Если Вас заинтересовало укиё-э, и вы хотите познакомиться с ним поближе, посетите Государственный музей искусства народов Востока, и насладитесь «картинами ускользающего мира», мира, который через мгновение будет уже иным.