поиск

Бурятия: в гости к старообрядцам

Бурятия. Семейские (старообрядцы)Как известно, после церковной реформы Никона православные Российской империи разделились на два лагеря: старообрядцев и новообрядцев.

Произошло это из-за того, что царь Алексей Михайлович из политических соображений решил реформировать церковь, приблизив формы богослужения и обряды к новогреческим образцам. Были исправлены книги, уменьшилось количество поклонов, сильно изменилось церковное песнопение, фактически лишившись «многогласия» и проч.

Многие верующие пытались сопротивляться нововведениям, но силы были слишком неравные. Алексей Михайлович не желал мириться с наличием, как сейчас бы сказали, оппозиции, и в 1656 г. все старообрядцы были приравнены к еретикам, отлучены от церкви и преданы проклятию. Спасаясь от гонений, большинству из них пришлось бежать. Но их беды на этом не закончились.

Во второй половине XVIII века, по указу Екатерины II состоялся насильственный выгон раскольников из Польши, Белоруссии и Украины. Целыми семьями (за что старообрядцы впоследствии получили название «семейские») они ехали в Сибирь, которая встречала их суровыми морозами, высокими горами, вековыми сосновыми борами, песчаными распадками и заливными лугами в речных долинах.

Старообрадцы довольно быстро обжились на новом месте, и скоро по долинам рек вытянулись большие «семейские» села Десятниково, Большой Куналей, Челутай и другие с улицами, протяженностью несколько километров.

Пища у «семейских» была достаточно скромной. Ели мясо, хлеб, картофель и другие овощи, выращенные во дворе. (Именно старообрядцы одними из первых в Сибири начали выращивать различные овощные культуры). Чай и спиртные напитки не употреблялись. Выпивали только по «можным» дням и то в небольшом количестве.

У коренных народов – бурят и эвенков – староверы заимствовали верхнюю одежду для холодного времени года, меховую обувь и шапки, а у сибиряков – животноводческие навыки. Староверы держали овец разных пород, шерсть которых использовали для пряжи для вязания носков и других вещей.

На всем протяжении своей истории «семейские» Бурятии свято сохраняли свою веру, нравы и обычаи. Широко известен факт, что они сразу же выбрасывали кружки и чашки, если из них утоляли жажду путники или гости, не разделявшие их веру.

Внутрисемейные отношения строго регламентировались: всем в доме заправлял хозяин, решения которого выполнялись беспрекословно. Семьи были огромными: женщины рожали по десять и более детей! Благодаря упорному труду, моральным устоям и взаимопомощи, «семейские» жили достаточно зажиточно.

Избы «семейских» – высокие деревянные четырех- и пятистенки на высоких фундаментах, которые красят с обеих сторон и моют два раза в год. Рамы и карнизы во многих избах украшены резьбой и раскрашены.

Семейские с XVII-XVIII веков до наших дней сохранили старинную форму одежды. Женщины - яркую кичку и сарафан до щиколоток. (Никаких брюк или штанов!) Мужчины – рубашки навыпуск, подпоясанные матерчатым кушаком,  штаны и сапоги.

Традиционная народная культура «семейских» представляет уникальное этнокультурное явление. Им удалось сохранить, духовный опыт, фактически утраченный другими группами русского народа. Реликтовый характер имеют народно-певческие традиции, берущие свои истоки в древнерусской музыкальной культуре. Высочайшую оценку заслуживает своеобразная техника многоголосного пения, использующая множество специальных приемов.

Для того чтобы получить достоверную информацию о жизни народа, проживающего на территории Тарбагатайского района нужно проехать по селам: Тарбагатай, Куналей, Десятниково, Куйтун. Вы окажетесь в конце XIX века на типичной старообрядческой улице. Посетив музей, созданный в селе Тарбагатай, вы увидите старинные вещи, иконы, домашнюю утварь, прикоснетесь к далекому прошлому «семейских».

Представляя исключительную ценность для новой цивилизации, самобытная духовная культура «семейских» Тарбагатайского района Республики Бурятия в мае 2001 года провозглашена «Шедевром устного и нематериального наследия человечества» и включена в первый список ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

 

Фото предоставлены Виктором Рачковским

Страница для печатиСтраница для печати
01.05.2016 В Москве зацвела сакура
Цветение сакуры
  В Японском саду Ботанического сада РАН зацвела сакура, вернее, курильская вишня и вишня Саржента, относящиеся к группе сакур. И хотя это не единственно...
22.04.2016 Ждем цветения сакуры
Сакура
Приближается ожидаемое многими москвичами цветение сакуры. Предполагается, что в этом году «Японский сад» Ботанического сада РАН (Москва) откроет св...
20.04.2016 Япония в Москве
Фото Игоря Жгилева
Если вы любите Японию, то поспешите на Гоголевский бульвар в «Фотоцентр», где 24 апреля заканчивается фотовыставка Игоря Жгилева "Неслучай...
13.04.2016 Выпил? В морг!
Тайский транспорт
  Недюжинную изобретательность проявили тайские власти в борьбе с пьяными водителями.  Вместо штрафов и лишения прав, застигнутых «на месте...
14.03.2016 Требуются ниндзя
Точите свои сюрикены –  японская префектура Аичи приглашает  на работу шестерых ниндзя!   В объявлении, написанном на японском язык...
Жемчужина дракона
Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика